Река вышла из-под управления

ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ) вновь отказалось подписать договор с правительством Саратовской области о перевозке речных льготников на условиях, предложенных региональной властью. В ПРУ хотели бы получить сумму в 9 млн руб. в качестве предоплаты за навигацию, а правительство области перечисляет перевозчикам деньги по факту, как прописано в Бюджетном кодексе. 
2 июня ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ), монопольно осуществляющее в Саратове перевозки, отказалось подписать договор с Государственным автономным учреждением «Управление пассажирских перевозок» (УПП) «о транспортном обслуживании населения области речным транспортом в пригородном сообщении на 2008 год». В 2007 году ПРУ перевезло по пригородным линиям 81 тыс. 200 человек, в том числе 49 тыс. 400 пассажиров льготных категорий. Свое решение председатель совета директоров ПРУ Александр Тимошок объяснил тем, что подпись под «протоколом» в четверг поставит заместитель председателя правительства Александр Стрелюхин, который готов взять на себя «все гарантии по правительственному договору», где изложены правительственные обязательства по погашению компенсации перевозки льготной категории пассажиров. Господин Тимошок заметил, что по новому бюджетному законодательству, вступившему в силу в феврале этого года, предусматривающему оплату перевозчикам по факту предоставленной услуги, его предприятие «работать не может». В связи с этим, по словам господина Тимошка, в телефонном разговоре с зампредом Стрелюхиным была достигнута договоренность, что региональное правительство выйдет в облдуму с инициативой о внесении изменений в областной закон о бюджете на 2009 год, регламентирующих порядок предоставления компенсаций за льготные перевозки. По словам господина Тимошка, «процедура согласования будет длиться до того времени, пока не будут сняты все вопросы».
Между тем это заявление руководства ПРУ вызвало недоумение областной власти. Как пояснил министр по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергей Шейкин, в областной казне на этот год уже заложены необходимые средства в размере 9 млн руб. — на возмещение убытков предприятия, возникающих от применения регулируемых тарифов, а также за перевозку льготных категорий граждан федерального и регионального уровней. Но из-за отсутствия заключенного договора выплатить их не представляется возможным. В ПРУ хотели бы получить сумму в качестве предоплаты за навигацию. Между тем правительство области проплачивает перевозчикам деньги ежемесячно — по факту, как прописано в Бюджетном кодексе. 26 мая ПРУ уже заявило о прекращении навигации из-за неподписанного договора. После чего, дабы предотвратить социальный взрыв, в правительстве области была создана рабочая группа, куда помимо руководства ПРУ вошли представители главного правового управления, министерства финансов и минтранспорта области. По словам первого заместителя главы минтранса Василия Разделкина, в минувшую пятницу по итогам недельной работы группы «все острые углы были сглажены, все проблемы урегулированы, все договоренности с перевозчиком достигнуты, договор в понедельник был подписан со стороны УПП, после чего отдан на подпись в ПРУ». Но вчера по непонятным правительству причинам ПРУ выдвинуло новые требования, грозясь прекратить движение речного транспорта по пригородным маршрутам.
По мнению господина Разделкина, Александр Стрелюхин «никоим образом не участвует в согласовании этого договора: по закону сторонами договора являются ПРУ и УПП, поэтому надежды, что он поставит свой автограф под этим документом, нет».
Сам господин Стрелюхин заявил „Ъ“, что «не может никаким образом подписать этот договор», поскольку у него нет таких полномочий: «Другой вопрос, что ПРУ не хватает денег. Так я сказал Тимошку: готовьте финансовое обоснование, будем рассматривать».
Экс-директор ПРУ Вячеслав Барандеев считает, что «ситуация сложилась патовая». «Господин Тимошок сейчас занимается шантажом для того, чтобы выжить в сложившейся ситуации, — предположил господин Барандеев. — Хотя всем понятно, что это ни к чему не приведет, правительство области не пойдет на уступки». По его мнению, «много или мало девяти миллионов, покажет навигация». «Если сравнивать с предыдущими годами, становится видно, что пассажиропоток уменьшается, — заметил господин Барандеев. — А после того как вокруг ПРУ сложилась такая нервозная ситуация, пассажиры могут выбрать для себя другой транспорт, поэтому может оказаться, что 9 млн даже много». 
Татьяна Никитина,
Наталия Гливенко, Саратов